Новости отрасли

12 мая 2012 г. 13:21

Борьба с «коммерческими» СРО: мнения, планы, прогнозы

«Злокачественная опухоль на здоровом теле саморегулирования» - так образно назвал активизировавшийся процесс образования кустарных предприятий, подпадающих под определение «коммерческих», генеральный директор СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов на недавнем совещании руководителей СРО.

«Опасность заключается в том, что эта стихийно образовавшаяся опухоль на здоровом теле саморегулирования, к сожалению, начинает разрастаться. И не только разрастаться, но и объединяться», - считает А.Белоусов. При этом он уверен, что они занимаются не столько созидательной деятельностью, сколько мешают работе Национальным объединениям, действующим на законной основе. В качестве примера он приводит неформальное объединение из 14 СРО, возникшее в Санкт-Петербурге, которые по всем параметрам попадают под определение «коммерческих».

«Таким образом, у нас возникает «пятая колонна», которая уже представляет собой не отдельные СРО, которые занимаются своим бизнесом, а вещами, которые можно назвать политической борьбой с Национальным объединением строителей, и это - тревожная тенденция. Мне, как координатору, приходится в этой ситуации очень нелегко»,- сказал он.

По мнению Алексея Белоусова, в «коммерческих» СРО основные операции, связанные с нарушениями федерального закона, напрямую касаются размещения и использования средств компенсационного фонда СРО.

«Нашим объединением подготовлен проект федерального закона, который определяет порядок размещения средств компенсационного фонда, поскольку известны случаи, когда СРО ни с того, ни с сего размещает средства КФ, который исчисляется сотнями миллионов рублей под какие-то смешные 3 или 4 %, хотя официальное предложение банка для сумм, превышающих 50 млн. руб. составляет 10 и более процентов. Куда деваются эти 5-7%? - Этот вопрос точно не к системе саморегулирования»,- пояснил он.

Алексей Белоусов уверен, что остановить этот процесс поможет новый законопроект, который внесет соответствующие поправки в Бюджетный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ, по которым средства КФ должны размещаться исключительно на конкурсной основе с публикацией публичной оферты, с прозрачным механизмом принятия решений.

Удастся ли строительному саморегулируемому сообществу внести действительно необходимые поправки в Градкодекс и поставить эффективный законодательный заслон мошенникам и коммерсантам, которые под вывеской «саморегулирования», пользуясь несовершенством закона, занимаются самообогащением, прокручивая темные финансовые схемы, покажет время. Многие строители надеются на новый законопроект, который должен воспрепятствовать коммерциализации саморегулирования в строительстве. Первое чтение законопроекта № 50482-6 ФЗ ожидается в середине мая. На внесение поправок ко второму чтению, как правило, отводится не менее месяца. Профильным комитетом по законопроекту является Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

Но, как сообщил корреспонденту пресс-службы НОИЗ источник в этом комитете, ситуация вокруг этого нормативного акта не простая. Законопроект № 50482-6 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на устранение ряда выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, воспринят не всеми однозначно. Есть мнения, что документ концептуально неверен, цели его туманны и предложенные инструменты для достижения этих целей неэффективны. Есть опасения, что «национальные объединения могут превратиться в жесткие административные командные структуры».

Исходя из этого, Комитет решил создать рабочую группу по сбору и анализу предложений от саморегулируемых организаций, направленных на совершенствование «Главы 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» Градостроительного кодекса РФ. Главная задача рабочей группы - формирование концепции предлагаемых изменений кодекса.

Тем не менее, большинство придерживается мнения, что внесенный законопроект необходимо воспринимать как основу, которая может быть подвергнута существенной трансформации в процессе рассмотрения. Жизненная практика показала, что, несмотря на свою молодость, саморегулирование состоялось как правовой и экономический факт.

Президентом, правительством страны в связи с усложнением общественных отношений постоянно подчеркивается необходимость создания благоприятных условий для развития рыночной экономики, повышения ее инвестиционной привлекательности как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и через создание стимулов для формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах самоорганизации.

При этом сама жизнь подсказывает необходимость обеспечения законодательного единства подходов, минимального регламентирования всех форм регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности во избежание наметившегося «разваливания» модели СРО из-за участившихся случаев возникновения самозваных фирм-однодневок, преследующих корыстные интересы в ущерб качеству строительных работ. Среди профессионалов все четче осознание того, что саморегулируемая организация - это инструмент регулирования, максимально прозрачно и жестко структурированный законом, с четко прописанным функционалом и единым набором квалифицирующих требований.

Поэтому нормативные требования к структуре саморегулируемой организации и системе ее взаимоотношений с представителями своей отрасли и органов власти должны быть регламентированы даже с большей степенью детализации, чем регламентация деятельности органов власти. Во всяком случае, такая регламентация обязательна на первых этапах становления институтов саморегулирования.

Кстати, эти проблемы будет обсуждать на парламентских слушаниях 17 мая другой думский комитет - Комитет по вопросам собственности. Парламентские слушания будут посвящены проблемам законодательного обеспечения саморегулирования в России.