16 января 2023 г. 10:34
Евроцемент подвел итоги прошедшего 2022 года и определил основные направления развития компании в текущем году. Предприятия крупнейшего российского производителя цемента и строительных материалов в 2022 отгрузили потребителям более 20 миллионов тонн готовой продукции. Это рекорд последних нескольких лет и серьезный рост после сложного «ковидного» 2020 года, когда компания сумела реализовать порядка 18 млн тонн цемента.
В 2023 году Евроцемент планирует продолжить развитие и ставит перед собой амбициозные задачи, однако наступивший год обещает быть непростым. Потребление цемента может снизиться в связи с замедлением темпов гражданского строительства и возросшим импортом цемента из третьих стран. Так, по прогнозам экспертов в 2023 году импорт (прежде всего, из Белоруссии и Ирана) может вырасти более чем в два раза — до 5 млн тонн (по сравнению с в 2022–м).
Развитие компании в таких непростых условиях будет зависеть от освоения новых рынков сбыта и поиска способов масштабирования бизнеса за счет потребностей клиента. Эксперты Евроцемента рассказали о трендах цементной промышленности, которые будут актуальны в наступившем году.
Цемент специального назначения
В настоящее время производители цемента постоянно расширяют линейку продукции, чтобы потребитель еще на стадии проектирования мог выбрать наиболее подходящий тип цемента в зависимости от назначения объекта. Эта тенденция продолжает влиять на технический маркетинг производителей, которые ежегодно выпускают на рынок уникальные продукты. Как правило, это цементы с наличием модифицирующих добавок, которые применимы к определенным видам работ или входят в состав монолитных конструкций, эксплуатируемых в специфических условиях.
Последние несколько лет Евроцемент делает ставку на развитие линеек специализированных цементов. Каждое направление строительства требует своего уникального цемента. Для мостов необходимы стройматериалы с повышенной гидроустойчивостью, для аэродромов важна цепкость, а для жилищного строительства — экологичность. Создавать новые типы цементов и сегментировать их можно по типу сооружаемых объектов: медицинские учреждения, предприятия по производству продуктов питания, транспортная инфраструктура, жилье.
«Наша компания запатентовала технологию получения белитового цемента и клинкера, который можно использовать в самых сложных отраслях строительства. Новые типы цемента обладают оптимальной скоростью набора прочности, а конструкции из них отличаются повышенной долговечностью, поэтому их можно применять при проведении сложных работ в морской среде или при строительстве бетонных дорог», – подчеркивает руководитель департамента технического маркетинга Евроцемента Наталья Стржалковская.
Цемент и дорожное строительство
В России началась реализация пятилетнего плана дорожного строительства, который рассчитан на 2023-2027 годы. Планируется, что в результате в нашей стране будет построено и реконструировано более 4 тыс. км дорог, 3 тыс. км расширят до четырех полос, а 110 тыс. км отремонтируют (в том числе 650 мостов длиной 125 тыс. метров).
Так как существующая сеть автомобильных дорог общего пользования строилась в основном с асфальтобетонным покрытием и раньше проектировалась под нагрузку 6 тонн на ось, то сегодня она не отвечает требованиям по несущей способности. А транспортный поток растет, растет и грузоподъемность транспортных средств, и для увеличения несущей способности дорог во всем мире, да уже и в передовых регионах России применяется холодная регенерация асфальтобетонных покрытий с применением цемента. Для этой же цели наилучшим образом подходит комплексное минеральное вяжущее (КМВ) на основе цемента, но с золами-уноса или молотыми металлургическими шлаками в своем составе. Такое вяжущее не только помогает улучшить экологическую ситуацию в стране за счет вовлечения промышленных отходов во вторичный оборот, но и улучшает свойство асфальтогранулобетонной смеси, снижая трещинообразование.
Также не может не радовать тот факт, что при строительстве высокоскоростной автомобильной дороги М12 «Москва-Нижний Новгород-Казань» ГК «Автодор» начато активное применение инновационной технологии укрепления грунтов тем же КМВ рабочего слоя земляного полотна. В этой связи в 2022 году Евроцемент начал производство собственного комплексного минерального вяжущего «АвтоГрунт». КМВ подбирается индивидуально под конкретные грунты. Его максимальная дозировка для укрепления грунтов составляет от 4% до 8% (21-42 кг на м2). Продукция холдинга также может быть востребована при капитальном ремонте дорог по технологии холодной регенерации.
«Благодаря применению КМВ, мы исключаем дорогостоящие работы по вывозу и замещению огромным количеством песка глинистого грунта, который невозможно уплотнить. Мы завозим вяжущее и распределяем его в определенной дозировке и в результате получаем хороший связный несущий слой, который может прослужить около 50 лет. Технология холодной регенерации, это еще одно эффективное решение. Она позволяет из старой дорожной одежды, не демонтируя ее, получить новое прочное и упругое основание с минимальным вовлечением стройматериалов. Экономия затрат при ее применении составляет порядка 15-30%», – говорит руководитель проекта по развитию бетонных дорог Евроцемента Олег Агарышев.
Чистая работа
В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» многие производители цемента взяли курс на использование альтернативного топлива. Некоторые заводы Евроцемента уже имеют опыт применения различных видов альтернативного топлива в производстве. В наступившем году повышение экологической эффективности цементных заводов станет одной из приоритетных задач компании.
Стратегией развития Евроцемента предусмотрено снижение углеродного следа на 7 процентов и сокращение совокупных выбросов на 20 процентов – в том числе за счет использования вторичных ресурсов в производстве. Иначе говоря, то, что раньше выбрасывалось и загрязняло, теперь сделает мир чище, а продукцию холдинга – дешевле.
«Заводы в Липецке и Старом Осколе уже используют металлургический шлак и золу ТЭЦ в качестве безуглеродных минеральных добавок. Этот опыт будет распространен и на другие предприятия компании. Заводы в Мордовии и Санкт-Петербурге начнут использование альтернативного топлива – RDF-гранул. Оно более экологично по сравнению с традиционными видами топлива, так как производится из вторичных ресурсов: и сгорает без остатка», – рассказала начальник управления экологии Евроцемента Яна Семенова.
Без лишней волокиты
Снижение темпов жилищного строительства и рост импорта стройматериалов ужесточат конкуренцию на рынке цемента. Чтобы сохранять лидерство, производители должны предлагать клиентам более гибкие условия продажи и доставки. Именно поэтому важными задачами для цементников станут повышение качества продукции и расширение спектра предлагаемых услуг.
Прежде всего это связано с коммуникацией между производителем и потребителем. Барьеры в виде лишних согласований, ненужных звонков, бесполезных писем могут значительно увеличить срок поставки продукции. Поэтому для крупных компаний на первый план выходят цифровые сервисы продажи цемента. Многие производители продолжают развивать личный кабинет (ЛК) клиента, позволяющий без лишней волокиты заключить договор на поставку цемента.
«Подобные сервисы облегчают подачу заявок и делают покупку цемента прозрачной на всех этапах. Личный кабинет позволяет оформить заказ в режиме 24/7, отслеживать статус выполнения и просматривать выполненные заказы. В настоящее время более 90% всех продаж Евроцемента совершаются через личный кабинет на сайте компании», – считает начальник управления маркетинговых коммуникаций Евроцемента Татьяна Кобякова.
Доставить в срок
В прошлом году большинство крупных российских производителей столкнулось с рядом проблем, среди которых значительное увеличение сроков доставки продукции потребителям из-за дефицита техники и трансформации рынка грузоперевозок в связи с санкциями.
Для решения этой проблемы в Евроцементе была разработана стратегия транспортной безопасности, в рамках которой автопарк компании пополнили 60 новых грузовиков-цементовозов, которые уже развозят продукцию по всей России. Кроме того, обновляется парк карьерной техники и внедряются технологии формирования железнодорожных маршрутов.
«В прошлом году мы провели большую работу для оптимизации логистических маршрутов и цепочек поставок. Сегодня Евроцемент успешно справляется с задачами по обеспечению заводов необходимой продукцией, а наши клиенты в срок получают качественные строительные материалы. Благодаря развитию наших цифровых сервисов мы можем в онлайн-режиме контролировать перемещения наших грузов и оперативно устранять любые возникающие сложности», – говорит директор по закупкам и логистике Евроцемента Денис Назаров.